Дмитрий Турецкий:
dmitri@listsoft.com
2000-03-23
Практически на всех download-сайтах, рядом с описанием программы можно увидеть слова freeware, shareware, demo и т.п. Они говорят о том, на каких условиях распространяется данная программа. Попробуем рассмотреть их чуть подробнее...
Чаще всего встречаются обозначения freeware, shareware, demo и commercial.
FreeWare, оно и в Африке freeware. Означает, что программа распространяется бесплатно, в ней не встроены никакие ограничения по сроку работы или функциональности и вы можете пользоваться программой пока не надоест. |
ShareWare, оно же "условно-бесплатное программное обеспечение". Означает, что программа стоит каких-то денег, но у вас есть возможность бесплатно попользоваться программой какое-то время и решить нужна она вам или нет. Изначально шароварные программы вообще никак не защищались - предполагалось, что пользователи оценят добрый шаг со стороны авторов и будут платить за хорошие программы добровольно. Но реальность разрушила эти мечты и в shreware программы сейчас авторы встраивают различные ограничения (скажем, программа отказывается запускаться через 30 дней, или обрабатывает ограниченное число файлов, или задействует не все функции). Правда, эти ограничения не мешают оценить полезность (или бесполезность) программы. |
Demo. Демо-версия программы предназначена для того, чтобы дать пользователю представление об интерфейсе и, возможно, функциональности программы. Как правило, демки больше всего похожи на записанные видео-ролики (а иногда и являются ими) и не дают пользователю возможности использовать программу для обработки собственных данных. Чаще всего делаются демо-версии коммерческих программ. |
Commercial или коммерческие программы. Эти программы покупаются за деньги и у вас нет возможности каким-либо образом оценить полезность программы перед покупкой (разве что, авторы подготовят демо-версию). Коммерческие программы в настоящее время встречаются сравнительно редко, как правило это либо "монстры" вроде Windows, MS Office, Adobe Photoshop и т.п., которые занимают лидирующее положение на рынке; либо "продвинутые" версии shareware программ, т.е. пользователь может "погонять" шароварную версию, а затем, решив что функций ему не хватает купить коммерческую.
|
Donationware или в переводе на русский "кто сколько может". На самом деле, это и есть классическая shareware программа - никаких ограничений и расчет на "честного пользователя", который заплатит, если ему программа понравится. Хотя нет, в shareware все-таки указывалось, что легально пользоваться программой, не оплачивая ее можно ограниченное время, а здесь никаких ограничений нет. |
Postcardware - для того, чтобы получить официальное право пользоваться программой вы должны отправить автору почтовую открытку. Ему же интересно знать в каких местах пользуются его программой... |
Adware - активно набирающая обороты в последнее время схема, когда программа является бесплатной для конечного пользователя, но показывает рекламные баннеры (интересно, а бывают ли нерекламные баннеры?) или еще что-нибудь рекламное. Автор при этом получает деньги с рекламодателей, а программа обычно помечается как freeware, что, в общем-то, неправильно. |
Ну и еще множество **ware и других условий, которыми авторы обставляют использование своих программ. Самое необычное (но и приятное), что мне попадалось из этой серии - это "CareWare", по которому распространяется HTML редактор Arachnophilia. По условиям распространения в обмен на право пользования программой вы должны на час, день или неделю по вашему усмотрению перестать жаловаться на жизнь и сказать кому-нибудь слова ободрения...